ООП в PHP: Введение

Object-Oriented-Programming-PHPЭто первая, а лучше сказать нулевая статья в рубрике «ООП в PHP». Она будет полезна как совсем зелёным новичкам, так и тем, кто уже достаточно хорошо умеет писать не объектно-ориентированный код и хочет узнать для чего же всё-таки нужно ООП.

Написать про ООП в php несколько статей меня заставило то, что я не нашёл удовлетворивших меня статей по этой теме. Есть сухие и скучные официальные мануалы или статьи, где излагаются, по сути, те же мануалы только с более подробными примерами, так же в сети очень много устаревшей информации по этой теме.

Зачем нужно ООП?

Популярность и простота php приводит к тому, что большинство написанного на этом языке кода имеет весьма сомнительное качество. Потратив совсем немного свободного времени на изучение этого языка и обладая небольшим упорством, даже если вы не знакомы с программированием, вы сможете начать писать веб-приложения. По мере изучения php вы сможете делать их более функциональными. Однако, если вы не уделили времени проектированию, вскоре внесение дополнительных функций в приложение, его отладка и тестирование усложняется и для добавления какой-нибудь мелочи вам приходится ворошить всё больший объём кода, он становится всё более непонятным и запутанным, другие разработчики, ознакомившись с вашим кодом, начнут ругаться и жёстко его критиковать.

Плохой код
Иллюстрация из книги «Чистый код» — Роберт Мартин

Так в чём же дело? Почему задуманный вами проект при расширении столь быстро может превратиться в кучу запутанного кода с тучей багов? Дело в том, что новички пишут код, который делает только то, что от него требуется в одной конкретной ситуации и не предусматривает внесение каких-либо изменений. Такой подход не приемлем, особенно для веб-приложений, которые неизбежно должны будут расти и развиваться если, конечно, будут популярны. Рано или поздно вам, а может и другим разработчикам, будет необходимо возвращаться к написанному ранее коду и вносить в него изменения и чем проще это будет сделать, тем быстрее ваше приложение будет развиваться и набирать популярность.

Объектно-ориентированный подход в программировании, конечно, не панацея от всех бед и сам по себе он не сделает ваш код лучше, но его использование позволит представить код не как кучу функций и переменных, а как совокупность взаимодействующих между собой объектов, что намного нагляднее. Данные не будут валяться где попало – их буду хранить в себе объекты, защищая от неправильного использование. Функции (в объектно-ориентированном программировании их называют методами) будут не просто производить действия с переменными – они будут описывать поведение объектов. По сути, при этом происходит моделирование реальных сущностей, таких как пользователь, пост, комментарий к нему и так далее.

Кроме того в ООП распространенны так называемые шаблоны проектирования – шаблоны решения постоянно возникающей в программировании проблемы. Использование этих шаблонов позволит во-первых уже знать решение некоторой проблемы до того, как она возникла, а во-вторых решение проблемы будет понятно другим разработчикам, знакомым с использованным вами шаблоном.

Основные понятия

ООП – это методология (способ, подход) программирования согласно которой программный продукт представляется в виде взаимодействующих объектов. Я не согласен с тем, что ООП всегда подразумевает использование классов – js, например объектно-ориентированный язык, но в нём нет классов. Однако в применении к php ООП всегда подразумевает использование классов.

Под объектом обычно понимается некая именованная сущность, хранящая в себе данные и имеющая своё собственное поведение. Поведение объекта и структуру данных, которые он хранит, а также способы доступа к этим данным, описывает класс, к которому этот объект принадлежит. Класс это описание чем-то похожих, родственных объектов, которые обычно хранят одинаковый набор данных и имеют одинаковое поведение. Объект, который принадлежит какому-то конкретному классу, называют его экземпляром. В качестве примера можно привести класс, описывающий пользователя. Этот класс описывает структуру данных, которые будет хранить в себе каждый экземпляр этого класса. Пусть этими данными будут логин и пароль. Объект класса, хранящий конкретные значения логина и пароля будет экземпляром этого класса.

Три кита ООП


ООП основано на трёх принципах, которые часто называют тремя китами ООП, это:

  • инкапсуляция
  • полиморфизм
  • наследование

Инкапсуляция – это принцип, согласно которому данные объединяются и хранятся в объектах, а так же защищаются от неверного использования.

Возможно, вам покажется странным, что программист сам себя же ограничивает в правах на чтение или изменение данных, но очень часто бывает, что до конца проследить и понять как работает код очень сложно и, поэтому стоит избегать ситуаций, которые заведомо ошибочны.
В качестве примера неправильного использования данных можно привести попытку присвоить отрицательный возраст экземпляру класса человек. Естественно, что такая попытка при хорошо написанном коде не должна увенчаться успехом, в противном случае принцип инкапсуляции будет нарушен.
На практике принцип инкапсуляции заключается в том, что для доступа к данным используются методы, которые могут фильтровать или корректировать значения данных, которые мы пытаемся изменить.

Наследование – это процесс приобретения одним типом объектов (классом) некоторых свойств другого типа объектов.

Очень часто бывает, что описание одного типа объектов то есть класс, полностью попадает под описание другого типа объектов. Например, класс, описывающий админа, может описать и пользователя, за исключением того, что у пользователя нет прав доступа. В этом случае имеет смысл сделать класс, описывающий админов, потомком класса, описывающего пользователей. При этом в классе, который описывает админов, не придётся описывать данные и поведение, которые уже описаны в классе «пользователь», нам необходимо только описать данные, которые будут отвечать за предоставления прав доступа. В этом случае класс «пользователь» будет предком класса «админ», который может иметь своего потомка, а тот своего и т.д. Цепочка наследования может быть сколь угодно длинной. Кроме того у одного предка может быть несколько потомков, каждый из которых полностью приобретёт свойства своего предка и добавит в них что-то своё, иначе наследование бессмысленно.

Полиморфизм – это использование одного и того же имени метода для решения нескольких похожих задач.

Естественно использовать для одного и того же действия с различными типами объектов одной цепочки наследования одно и то же имя метода. Реализация этого метода может различаться в каждом классе и вызывая метод мы не будем знать как он что-то делает, но будем знать что он делает исходя из его имени. Вернёмся к нашему примеру с пользователем и админом. И админ, и пользователь могут залогиниться и естественно для этого действия выбрать одно имя метода, например logIn. Его конкретная реализация в этих классах может различаться, например, при авторизации мы записываем для админы его права доступа в сессию, а для пользователя нет. При написании кода, который обрабатывает данные прилетевшие от формы кода после создания экземпляра класса нам будет не важно кто логинится простой пользователь или администратор – для экземпляра любого из этих двух классов мы вызовем метод с одним названием.

На этом хватит скучной теории. В следующий раз я напишу о том как описывать классы, создавать экземпляры класса, обращаться к данным (полям) и методам экземпляра.

  • GramarNazi

    КТ, учи русский язык

    распространенны

  • GramarNazi, спасибо, исправил.

  • GramarNazi, а еще правильно пишется «Grammar».

  • Евгений

    В сайте одна беда, ебаннутые учащие русскому языку, а сами нихера не знают не по теме, не про русский язык. Стыдно граждане уроды.

    • Женя

      Евгений, если уж так пошло:
      «одна беда — ебаннутые учащие»
      «ни хера»
      «ни по теме, ни про русский язык»
      «Стыдно, граждане»

      Сам-то как знаешь русский? Когда выучишь — тогда и пиши.
      Люди пытаются привести статьи интернета в цивильный вид, автор не против раз исправляет.

      • Женя, Зачем об ошибках писать в каментах? Нашел ошибку, молодец, напиши в личку.

        КТ, учи русский язык распространенны

        Такие вот замечание, не что иное как дешевый понт.

        p.s. А статья норм, спасибо

  • vv

    Отличная статья ! Все понятно об ООП. Большое спасибо ! С интересом читаю дальше…